Насколько реально избавиться от колейности на дорогах?
24 января 2012
Выбитые колеи являются неотъемлемым атрибутом российских дорог. Раньше считалось, что самая глубокая колея образовывается по крайней правой полосе, так как появляется обычно под воздействием жары и проезда по асфальту тяжело загруженных фур. На сегодняшний день не менее глубокой колейностью грешит и крайняя левая полоса, особенно в зимний период, что провоцируется использованием шипованной резины легковыми автомобилями.
В целях борьбы с колейностью Росавтодор поручил Петербуржскому институту «Стройпроект» разработать новые нормативы асфальтобетона, в соответствии с которыми будет проверяться прочность будущего дорожного покрытия и его способность сопротивляться негативному воздействию шипов. В данный момент технологии подобных проверок разработаны вШвеции и Финляндии. В Швеции используется установка под названием PRALL, в Финляндии - Nordic Test. Принцип работы обеих установок практически одинаков: в барабан помещаются компоненты дорожного покрытия и стальные шарики, а на выходе проверяется насколько уменьшился объем тестируемого образца. Стоит отметить, что метод Nordic Test или «шаровая мельница» широко используется по всей Европе.
В России подрядчики также обязаны проводить испытания щебня с помощью «полочного барабана», работающего по принципу «шаровой мельницы», но у нас в барабан помещают только 11 стальных шариков (для сравнения: в Европе – 525), российский барабан вращается в три раза медленнее, да и количество оборотов меньше в десять раз. В соответствии с новыми нормативами, подрядчиков обяжут испытывать качество асфальтобетона в установке PRALL, а качество щебня – в «шаровой мельнице». Для того чтобы отечественным подрядчикам не пришлось тратиться на дорогостоящее импортное оборудование, в «Стройпроекте» разработали свой аналог асфальтовой шаровой мельницы (АШМ) стоимость которого составляет 100 тыс. рублей.
Одним словом, есть и желание, и возможность иметь хорошие дороги с надежным покрытием, но насколько ответственно подойдут к этому вопросу подрядчики – неизвестно. Ведь даже проведя испытания изготовленной в строгом соответствии с новыми стандартами опытной партии асфальтобетона, велика ли вероятность, что при реальной укладке на дорогу «рецептура» его качественного изготовления будет сохранена?