Новые цены на иномарки – чего же следует ожидать от вступления России в ВТО?
30 ноября 2011
Присоединение России к Всемирной Торговой Организации (ВТО) – дело уже решенное. Итоговый протокол одобрен, в июне 2012 года завершаться ратификационные процедуры, и наша страна плавно интегрируется в мировую экономику. В связи с этим становится крайне интересно, как это событие повлияет на российский автомобильный рынок и дождемся ли мы понижения стоимости автомобилей иностранного производства.
Как участники рынка, так и рядовое общество возлагают большие надежды на вливание России в ВТО. Но самым актуальным для автомобилистов является предстоящее снижение импортных пошлин на новые иномарки. Исходя их того, что запланированное понижение ставки на товары, импортируемые в Россию, составит в среднем 2,2% (с нынешних 10 до 7,8 %), стоит ли ожидать существенного снижения пошлин на новые автомобили?
Крупные участники рынка видят радужную перспективу. По их мнению, вступление России в ВТО позволит значительно расширить производственное и экономическое сотрудничество с иностранными партнерами, позволит иностранным компаниям получить долгосрочные правовые гарантии, привлечет дополнительные инвестиции, что, в свою очередь, в перспективе обеспечит существенный приток капитала в нашу страну. В частности, в ожидании снижения таможенных пошлин на ввозимые новые автомобили, пресс-служба российского представительства Mercedes-Benz всецело поддерживает вступление России в ВТО.
Но чего же следует ожидать рядовому покупателю? Так уж близко обещанное партнерам по ВТО снижение пошлин с нынешних 30% до заветных 15%? А вот тут-то оказывается, что радость преждевременна. Для начала стоит отметить, что в момент вступления России в ВТО ставки снизятся всего лишь на 5% и составят, таким образом, 25 процентов. В дальнейшем процесс снижения будет проходить в замедленном темпе, и вожделенных 15 процентов мы сможем дождаться не ранее, чем через семь лет. Таким образом, известная поговорка «Обещанного три года ждут» начинает терять свою актуальность.
Стоит обратить внимание на еще один немаловажный факт – на инфляцию, составившую по оценкам Росстата в 2010 году – 8,8 %, а по итогам десяти месяцев 2011 года рост цен составил 5,2%. Вряд ли ожидаемые первоначальные скидки стоимости автомобилей в 5% перекроют результаты инфляционного процесса.
Учитывая периодическое повышение стоимости горючего, например, дизельного топлива, подорожавшего по данным Росстата в период с декабря 2010 по 21 ноября 2011 года на 16,9%, перспективы «удешевления» новых иномарок начинают казаться утопией. Кстати, подорожание топлива не может не повлиять и на стоимость доставки новых автомобилей к дилерам, а уж как это отразится на ценниках, даже сложно предположить.
Вступление нашей страны в ВТО может послужить серьезной причиной для снижения стоимости автомобилей, собираемых на территории России. По некоторым данным, существует договоренность с ВТО, в которой отмечено, что доля отечественных комплектующих в иномарках российской сборки не должна превышать 35% от общей стоимости. Это дает основания рассчитывать на рост стоимости, в сравнении с действующими в настоящее время правилами, лишь на 5%. Велика вероятность того, что срок новых договоренностей сократится на 2 года, а действие существующих соглашений может быть растянуто до 2018 года, после чего производители смогут рассчитывать государственные субсидии, равные суммам потерянных льгот. Может быть, именно для того, чтобы не соблазнять потенциальных покупателей иномарок российской сборки упавшими вдвое пошлинами на ввозимые из-за границы авто и появились те самые 7 лет, в течение которых запланировано постепенное понижение ввозных ставок
Следует отметить, что мнения экспертов по поводу предстоящих после вступления России в ВТО изменений на российском автомобильном рынке разошлись. По крайней мере, специалиста, который с уверенностью смог бы составить прогноз на будущее, так и не нашлось. Нам же остается только дожидаться июня 2012 года, когда время все расставит на свои места. А на стоимость времени, в отличие от цен на автомобили, как известно, пока не может повлиять даже Всемирная Торговая Организация.